Активизация познавательной деятельности учащихся через использование ИКТ при обучении математике

Условия возникновения и становления данного опыта

В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации. Невозможно достичь поставленной задачи без применения новых педагогических технологий, обеспечивающих творческую активность ученика, активизирующую его познавательную деятельность.

Мой педагогический опыт применения ИКТ на уроках математики, экономики и информатики помогает учащимся самореализоваться в стенах школы и понять свою значимость. Начало возникновения опыта относится к середине 90-ых годов, а становление продолжается и сегодня, в процессе работы в школе № 8 г. Коврова.

Школа находится в  районе, где проживают, в основном, работники завода имени Дегтярева, когда-то крупнейшего и лидирующего предприятия сферы ВПК. На территории района расположены две школы, между которыми существует сильная конкуренция по привлечению детей в школу. Наша школа, в отличие от соседней, непривилегированная. В школе обучаются дети разного уровня обучаемости, в том числе – группы риска.

На сегодняшний день имеем следующую картину.
Всего в школе – 710 учащихся:

1 ступень (начальное звено) – 436 учащихся;

2 ступень (среднее звено) – 190 учащихся;

3 ступень (старшее звено) – 82 учащихся.

Социальный фон обучаемых детей в школе наиболее рисковый, что подтверждается приведенной диаграммой.

Социальный фон обучаемых детей в школе

На этом фоне педагогический коллектив создает условия для развития каждого ученика в отдельности, особенно одаренных детей, просто способных детей. Это является одним из главных направлений работы нашей школы. Коллектив нашей школы видит решение проблемы привлечения высокомотивированных учащихся в организации профильного обучения. Создание таких классов позволяет на деле, а не на словах решать проблему обучения детей с признаками одаренности.
Выполняя социальный заказ государства, с 1992 года в нашей общеобразовательной школе № 8 начали работать инженерно (социально) – экономические классы старшей ступени, а в 2008 учебном году открыты кадетские классы.
Школа обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями, включая ИКТ. Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых предметов и предметов дополнительного образования.
Условия реализации опыта:

Учащиеся обучаются:

  • на базовом уровне;
  • на профильном социально-экономическом уровне;
  • на уровне кадетского корпуса.

Педагог:

  • Образование – высшее: СГУ им. Н.Г.Чернышевского; КГТА им. В.А.Дегтярева.
  • высшая квалификационная категория;
  • учитель математики, информатики и экономики;
  • Заслуженный учитель РФ.

Курсы по темам:

  • «Базовая подготовка педагога в области ИКТ»;
  • «ИКТ в учебном процессе»;
  • «Исследовательский подход в профессиональной деятельности»;
  • «Экономика и управление на предприятии».

Участие:

  • семинары и открытые уроки для педагогических работников города с темой опыта.
  • создание персонального сайта учителя и блога, участие в Интернет – сообществах по интересам;
  • семинары и открытые уроки для педагогических работников города с темой опыта.

Для реализации целей и задач профильного образования, организации учебно-исследовательской работы и повышения качества обучения активно применяю на уроках новые формы организации учебного процесса, в том числе, ИКТ. Обучение стало деятельностно – развивающим. Новые методы реально повлияли на повышение познавательной активности учащихся и мотивации к учебе, следовательно, и на качество обучения, что и стало основой объявленного опыта.

Актуальность и перспективность опыта

Актуальность любой информации – это степень соответствия данной информации текущему моменту времени.

Правительственная стратегия модернизации образования – это обновление содержания общего образования и методов обучения, создание новых условий образовательной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе соответствует этой стратегии и поддерживает Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».
Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:

  • загруженность ученика и учителя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;
  • наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы, и падение мотивации учащегося к обучению;
  • требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;
  • желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;
  • получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.

Компьютер на уроках – это реальная необходимость при возрастающем потоке информации и объеме знаний. Его применение снимает многие противоречия традиционной образовательной системы обучения и информационной среды обитания наших учащихся, но при этом порождает новые противоречия межу всеми участниками образовательного процесса:

Противоречия межу всеми участниками образовательного процесса

Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса: компьютер – учитель – ученик.
Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ – компетентностью учителя.
Мой педагогический опыт «Активизация познавательной деятельности учащихся через использование ИКТ при обучении математике» актуален сегодня. Он позволяет найти возможные пути решения возникших противоречий.
Перспективность опыта заключается в реализации задач Программы модернизации образования:

  • знакомство учащихся с достижениями в области информатизации общества и формирование современного научного мировоззрения;
  • выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ;
  • повышение интереса к овладению знаниями;
  • организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;
  • формирование новой информационной культуры школьника и его поведения в обществе ХХI века;
  • формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.

Использование программных продуктов на уроках позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации учащихся к получению новых знаний.

Педагогическая идея

Использование компьютерных технологий на уроках в школе за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Цель педагогического опыта: создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Гипотеза – применение ИКТ на уроках приведет к повышению познавательного интереса учащихся к изучаемым дисциплинам. В результате, возможно повышение успеваемости и качества обучения.

Объект  реализации педагогической идеи: процесс обучения математике, информатике и экономике  учащихся 8 – 11-ого классов с использованием ИКТ.

Предмет исследования в ходе становления педагогического опыта: компьютер на уроке – это средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся. Педагогическая идея опыта использования ИКТ в учебном процессе построена на выдвинутой гипотезе и организации познавательной деятельности учащихся на интегрированных уроках математики, экономики и информатики. Обучение строится в зависимости от способностей учащегося, его интересов и культурного уровня. Это обеспечивает положительный фон для успешной учебы и развития качеств, необходимых всесторонне развитой личности.

Ожидаемые результаты: подтверждение гипотезы и, как следствие, увеличение числа учащихся, охваченных исследовательской и проектной деятельностью.

Теоретическая база

Новые образовательные стандарты должны коренным образом изменить организацию учебного процесса в новой школе в эпоху полной информатизации общества. Современные компьютерные технологии имеют большой диапазон возможностей для его совершенствования. Поэтому, ведущие педагоги уделяют особое внимание современному состоянию использования ИКТ и путях модернизации образования. В педагогической литературе рассматриваются новые условия обучения и воспитания учащихся, которые должны активизировать жизненную  позицию обучаемого,  помочь ему самоутвердиться и само реализоваться в стенах школы. Для этого учителю необходимо активизировать эмоциональный, интеллектуальный и волевой потенциал учащегося. Следовательно, познавательная активность школьника зависит от уровня включенности его в образовательный процесс, что в свою очередь зависит от организации и проведения уроков учителем.
Познавательная активность – это качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности.
Современная психология и педагогика рассматривают виды познавательной деятельности человека: предметную, игровую, учебную, трудовую и др., в процессе которой приобретается система знаний. Особое внимание в работах ведущих педагогов уделено методам активизации познавательной деятельности как процесса и как результата образовательной деятельности. Выготский Л.С. характеризует познавательную деятельность как сознательную и свободную, с высоким уровнем развития интереса. Интерес выступает как движущая сила познания. С информатизацией общества изменилась образовательная среда и организация учебно-воспитательного процесса в школе. Применение ИКТ на уроках способствует повышению интереса, мотивации к учебе. Это подтверждено психолого-дидактическими исследованиями Доманова С.Р., Полат Е.С., Роберт И. В. и др. Вопросы появления новых видов учебной деятельности, как по форме, так и по методам представления знаний, отражены в работах следующих ученых: А.А. Андреева, Я.А. Ваграменко, К.К.Колин, М.П. Лапчик, И.В. Роберт и др.
Педагог – новатор (Роберт И.В.) определяет учебную деятельность, которая реализуется в информационно-коммуникационной среде, как динамическую систему, обеспечивающую условия взаимодействия между обучающимся, обучаемым и средствами ИКТ. Новые формы учебной деятельности создают условия для организации деятельностного подхода на уроках и реализации в новых условиях технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Исследования подтверждают, что посредством мультимедийного предоставления информации можно проектировать учебную деятельность таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно  приобретать новые знания, развивать инициативу, трудиться и находить ответы на возникающие вопросы.

Реализация педагогической идеи применения ИКТ на интегрированных уроках построена на применении основных педагогических принципов:

  • развивающего обучения;
  • научности и посильной доступности;
  • целеполагания и мотивации;
  • сознательности и прочности усвоения знаний;
  • самостоятельности и творческой активности;
  • наглядности.

При этом появилась возможность привлекать информационно – образовательные технологии и различные приемы представления и извлечения знаний на уроках и внеурочной деятельности:

  • метод блочной подачи материала;
  • частично – поисковый метод;
  • метод проектов.
  • интерактивный диалог;
  • управление моделями, представляющими учебные ситуации;
  • автоматизация процессами контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.

Работая учителем математики, применяя новые технологии на уроках, добиваюсь хороших знаний по предмету, потому что признаю сквозное преподавание математики с 5-ого по 11-ые классы, когда у учителя – предметника есть главный ресурс – время, чтобы формировать учебные навыки и умения, а затем развивать различные компетенции: учебные и личностные. Формируются они как в учебной деятельности, так и внеурочной. Только тогда видны результаты обучения и воспитания, и можно сказать, что я выучила ученика, и есть кому нести дальше накопленный опыт.

Новизна опыта

В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных изменений в системе образования. Новые федеральные стандарты, ГИА, ЕГЭ, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, приблизить его к европейским стандартам, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования. Следовательно, компьютер на уроках математики, информатики и экономики должен способствовать развитию учебных и социальных компетенций учащегося, его творческих и познавательных интересов.

Новизна опыта состоит в реализации следующей методики для активизации познавательной деятельности учащихся:

  • поиск, регистрация и накопление информации о затруднениях, которые возникают у учащихся в решении различных задач по предметам;
  • поиск и разработка моделирующих программ для имитации типичных проблемных ситуаций;
  • использование этих программ в модельных экспериментах;
  • выбор оптимального решения по результатам экспериментов;
  • отображение существенных связей и факторов между явлениями;
  • приобретение знаний и опыта в конкретной предметной области при организации исследовательской работы.

Новизна опыта заключается в поиске проблемных моментов на «стыке» изучаемых предметов и организации интерактивного диалога на информатике при решении проблемы.
Новизна опыта состоит в высвобождении ресурса времени учителя и ученика при изучении смежных тем на уроках «Компьютер на уроке математики», «Экономика и математика», «Компьютер и домашнее задание» и автоматизации процессов контроля.

Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.

Технология опыта

Для создания условий, способствующих организации деятельностного подхода на уроках математики, экономики и информатики, применяю ИКТ, что способствует активизации познавательной самостоятельности и активности учащихся. При преподавании названных дисциплин с использованием ИКТ ставлю следующие задачи:

  • Научить учащихся поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;
  • Регистрировать проблемные моменты в изучаемых темах по предметам, требующие построения модели средствами ИКТ;
  • Организовать поиск решения различными способами;
  • Применять наглядность и «живые» картинки  для  восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;
  • Организовать внеурочную деятельность, проектную и учебно-исследовательскую  работу учащегося средствами ИКТ;
  • Использовать полученные знания на практике, в реальной жизни.

Применение ИКТ на уроках открыло доступ к новым источникам информации и позволило отойти от традиционных форм изложения материала. На одном интегрированном уроке информатики с различными дисциплинами можно:

  • усвоить в большем объеме новые знания по этим предметам;
  • организовать деятельностный подход в обучении;
  • достичь привлекательности уроков;
  • дифференцировать процесс обучения;

Характер использования ИКТ на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера. Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний,  интегрированные уроки математики и экономики, математики и информатики, экономики и информатики, уроки компьютерного тестирования и др. Уроки проходят в кабинете информатики, используются компьютеры и  экран, на который проектируется фрагмент урока. В качестве программного обеспечения  используем готовые продукты, разработанные производителями, или пишем свои фрагменты программ на уроках информатики. Учась программированию, учащиеся  развивают логику, интеллектуальное мышление, творческие способности. Создав свой продукт, ученик получает огромное удовлетворение и положительную самооценку, что активизирует его познавательную деятельность и помогает  самореализации личности. Работа проводится под руководством учителя, что способствует сотрудничеству между учащимися, взаимопомощи  и взаимопониманию,  партнерским отношениям «Учитель –  ученик». Технология применения ИКТ на уроках математики должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.
Использование ИКТ начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения. При этом продумываю возможность разнообразить тип урока через применение ИКТ. Разумеется, применение  ИКТ должно быть методически обоснованно.
Уроки должны  включать организационные и содержательные моменты.   Орг.момент состоит в продумывании способов применения  компьютера на уроках как средства информации, средства наглядности, поиска информации в Сети, создания проектов, учебно- исследовательской работы учащихся, а содержательный этап – это проект урока: цель урока, задачи урока, организация деятельности ученика и учителя,  анализ эффективности использования ИКТ на уроке, как средства активизации учебной, познавательной деятельности учащегося.
Ниже приведен фрагмент  урока обобщения и получения новых знаний по математике по теме «Решение кубических уравнений». Конспект урока приведен в приложении.
При выполнении Задания 1, методически обоснованно применение готового продукта MATHCAD для  визуальной наглядности существования корней уравнения и приемов их нахождения как приближенно, численными методами, так и с помощью встроенных функций, о которых учащиеся узнают на уроке.

Применение математического пакета Mathcad на уроке математики в 10-ом классе

Задание 1.

Дано:Задание 1

Требуется:

  1. Выяснить, сколько корней имеет уравнение 
  2. Доказать, что один из корней принадлежит отрезку
    .
  3. Выявить, какому целочисленному неравенству удовлетворяют остальные корни?

Задание интересно для 10-классников тем, что уравнение не имеет целых корней. Попытка решить уравнение аналитически и ответить на вопросы задания не увенчалась успехом. Ученики выдвигают свои версии решения задания, среди которых отбираются оптимальные, в том числе, метод итерации. Метод знаком учащимся, он изучался на уроках информатики. Наличие компьютерной программы, созданной ими на уроках информатики для нахождения приближенных корней,  наталкивает  к применению именно этого метода.

Переписав уравнение в виде, 

ученики могут найти приближенный корень уравнения из заданного отрезка 
с заданной степенью точности. Но вопрос о существовании действительных корней, их количестве и принадлежности целочисленному интервалу остается открытым. Так как учащиеся не владеют началами анализа, можно построить график функции в системе Mathcad для правильного выполнения задания. Увидев наглядно свойства функции, учащиеся в состоянии ответить на вопросы задания. Более подготовленные ученики имеют возможность получить решение в символьном виде, применив встроенную в Mathcad функцию solve.

Solve

Они самостоятельно делают сравнительный анализ полученных результатов, выводы по решению задания. Процесс, когда сильные учащиеся  могут поделиться с остальными учениками дополнительными знаниями о решении уравнения, воспитывает умение грамотно и доступно преподнести новые знания,  взаимовыручку, личностные качества.

В результате выполнения задания учащиеся получили новые знания о решении уравнений третьей степени численным методом и с помощью математического пакета программ Mathcad. Применение компьютерной программы стало средством повышения познавательной деятельности учащихся на данном уроке математики.

Новое задание предлагается для домашней работы и носит дифференцированный характер. Ученики выполняют его по мере своих знаний и возможностей применения компьютерных программ.

Задание 2.

Дано:

Требуется:

  1. Решить уравнение 
  2. Решить неравенство 

Задание № 2 предполагает решение иррационального уравнения и неравенства, что требует от учащихся дополнительных знаний. Задания всех   пунктов допускают как аналитическое, так и решение в системе Mathcad.. Аналитическое решение доступно лишь хорошо подготовленным учащимся. Трудности можно обойти, если применить пакет Mathcad и решить задание графически или в символьном виде. Тогда большинство учащихся класса справятся с ним.

Здесь компьютер выступает средством организации творческого поиска решения, организует личностный подход и усвоение знаний, а также выполняет функции контроля правильности полученного аналитического решения.

Применение методов математики и информатики на уроках экономики в 10-11 классе

Проблемные ситуации характерны и при изучении экономики. Например, при решении задачи «Продажа билетов на один сеанс» о формировании цены на услугу, учащиеся сталкиваются с проблемой «свободных мест», Эта проблема имеет широкое практическое приложение и неоднозначное решение во многих сферах экономики.

Задача 1.

В таблице приведена величина спроса на билеты в кинотеатр по возможным ценам. Величина предложения лимитируется вместимостью зала, которая составляет 700 мест.

Затраты на проведение одного сеанса:

  • Плата за прокат – 18000у.е.
  • Аренда кинозала и его уборка – 2500у.е.
  • Оплата работы киномеханика – 500у.е.
  • Оплата труда кассира и контролера – 1000у.е.

Допущения для построения модели «свободных мест»

предполагается, что все билеты на данный сеанс будут проданы по одной цене, и – места равнозначны.

Цена билета (ус. ед.)Величина спросаВыручка от продажи
70300
60400
50500
40600
30700

Задание:

  1. Посчитать выручку от продажи билетов.
  2. Определить наивыгоднейшую цену билета.
  3. Вычислить прибыль владельца кинотеатра.

Решение этой задачи не вызывает у учащихся затруднений, справляются все и очень быстро. Здесь можно обойтись без применения Excel таблиц.

Решение.

Наивыгоднейшая цена равна 50у.е., выручка при этом равна 25000у.е.

Затраты владельца – это сумма расходов на проведение сеанса и равны 22000у.е., тогда прибыль равна 3000у.е.

Но при «верном» решении 200 мест на сеанс оказываются свободными, неиспользованными, что невыгодно владельцу.

Попробуем проблему «свободных мест» решить, усложнив модель дополнительными условиями, более реальными на практике.

Свяжем расходы на показ фильма с количеством зрителей:

прокат фильма гарантировано будет стоить 8000у.е. плюс по 20у.е. с каждого проданного билета. Введем постоянные и переменные затраты для верного расчета издержек владельца. Таблица приняла вид:

Цена билетаВеличина спросаПостоянные затратыПеременные затратыОбщие затратыВыручкаПрибыль
7030012000600018000210003000
60400
50500
40600
30600
Требуется:

  1. Рассчитать постоянные затраты, переменные затраты, общие затраты.
  2. Рассчитать прибыль и найти наивыгоднейшую цену билета.
  3. Выяснить, как решилась «проблема свободных мест»?

Решение.

Для расчетов и заполнения таблицы используем таблицу Excel.

Постоянные издержки складываются из величины арендной платы, гарантированной оплаты проката, оплаты, труда киномеханика и контролера, кассира, получается – 12000у.е.

Переменные затраты рассчитываются как произведение величины спроса на 20у.е. и вносятся в таблицу. Для первой строки переменные затраты – 6000у.е.

Общие затраты – это сумма постоянных и переменных. В первой строке общие затраты – 18000у.е.; здесь же прибыль равна 3000у.е. Возможности Excel позволяют моментально заполнить все ячейки таблицы через опцию «автозаполнение».

Наивыгоднейшая цена билета будет 60у.е., а прибыль составит 4000у.е.

Прибыль увеличилась, что приятно владельцу кинотеатра, но число свободных мест стало еще больше – 300.

Используя табличный процессор, каждый учащийся пробует моделировать данные для получения максимальной прибыли при наименьшем количестве свободных мест. Можно продолжить поиск решения дома. Учитель подсказывает возможный выход: проблему «свободных мест» надо решать, выделив зрителей по определенному признаку (дети, инвалиды, пенсионеры и т.д.) и продавать им билеты по низкой цене. Начинается процесс бурного обсуждения предложений.

Из первой таблицы видно, что при цене 30у.е. весь зал будет заполнен, значит, свободные 200 мест надо сделать льготными и продать по цене 30у.е., что даст владельцу дополнительную выручку в 6000у.е., и прибыль составит 9000у.е. Возможно, ребята найдут и другие коммерческие решения.

Задача создала проблемную ситуацию, при обсуждении которой применялся коллективный и индивидуальный поиск решения. При этом наблюдалось повышение интереса и к изучению информатики, экономики и математики.

Аналогичные задачи имеют место в торговле при невостребованности части товара при его продаже, при реализации свободных мест в самолете, в санаториях, в ресторанах в дневное время и т.д.

Вопросы теории и новые понятия по теме «Рыночные механизмы» закрепляются решением практических задач с применением математических методов. Процесс взаимодействия двух механизмов спроса и предложения формирует рыночную цену. Учащиеся моделируют это взаимодействие на уроке информатики с помощью табличного процессора или пакета программ Mathcad. Графическое представление информации с помощью компьютера позволяет исследовать влияние эластичности товара на выручку. Изменяя значения спроса и цены на различные виды товаров с разными коэффициентами эластичности, можно понять, на какие товары имеет смысл повышать цену и на сколько.

Задача 2.

В июле 2011 года продавец роз решил проверить эластичность товара и снизил цену с 15 рублей до 12 рублей за одну розу. Количество проданных роз сразу выросло со 150 в день до 200 штук в день.

Требуется:

  1. Найти коэффициент эластичности.
  2. Выяснить, что произойдет с выручкой от продажи роз.
  3. Найти чистый доход, если при покупке оптом за одну розу продавец  платил 10 рублей.
  4. Определить до какой величины можно понизить цену, чтобы иметь прибыль, если коэффициент эластичности – величина постоянная.

Решение Задачи 2 приведено в конспекте урока «Спрос. Предложение. Эластичность».

При изучении темы «Банки и их роль в экономике», учащиеся применяют компьютерную программу «Банки в действии», разработанную «Junior Achievement». Это позволяет реально прочувствовать понятия депозит, ссуда, процент, финансы и управлять банковской деятельностью в конкурентной среде.
Для изучения деятельности фирм в различных условиях применяется другой программный продукт «МЭМ» – моделирование экономики и менеджмента. Этот продукт также разработан Межрегиональной общественной организацией (МОО) «Junior Achievement» («Достижения молодых») и позволяет создавать свой бизнес, управлять компанией, учиться делать рациональный выбор, терять и вновь подниматься в условиях рынка, набираться опыта управления.

Основы «Финансовой математики» сначала изучаются на уроках экономики. Для вычисления сложных процентов используются мультипликатор и формула суммы геометрической прогрессии.  Задачи повторно  выполняются на уроках информатики, и  ребята получают истинное удовольствие от применения табличного процессора и встроенных финансовых функций. Они реализуют пройденную тему на новом наглядном уровне, моделируя условия задач и анализируя, как банки делают деньги. Конспект урока « Финансовая математика в нашей жизни» можно посмотреть в приложении.

При изучении основ теории вероятностей на факультативе в 8 классе для подтверждения опыта Пирсона о закономерностях при  подбрасывании монеты применяется компьютерная программа «Орел и решка», разработанная  учащимися 11 класса.

При изучении основ математической статистики в 7 классе невозможно обойтись без компьютера. Это и табличное представление информации, и сортировка данных, и построение вариационного ряда, гистограмм и диаграмм, где компьютер выступает как инструмент для решения многих дидактических задач учителя. Компьютер делает уроки привлекательными, интересными и дает возможность творчески работать. Изложение материала становится вполне доступным учащимся 7 – 8-ого классов за счет применения встроенных статистических функций табличного процессора.

Учебно-исследовательская работа учащихся старших классов по математике, экономике свидетельствуют об организации познавательной деятельности, о развитии творческих способностей, и самореализации личности.

Список победителей Всероссийского конкурса учебно – исследовательских работ «Первые шаги»

Учебный годФ.И. учащегосяНазвание работыРезультат
2004-2005Рыжикова Виктория«Анализ уровня безработицы среди молодежи города Коврова»диплом I степени
2005-2006Крылова ДарьяСоциализация молодого человека в городе Ковроведиплом II степени
2006-2007Бузенков КириллКвартирный вопрос… (в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России»)диплом II премия
2006-2007Щепунова Анна«Состояние здоровья молодежи города Коврова и национальный проект в борьбе за его улучшение»диплом поощрительная премия
2007-2008Шалунц Ани«Малые предприятия города Коврова»диплом I степени
2008-2009Баранова Оксана«Голодное брюхо к учению глухо»диплом II степени

Проекты учащихся по экономике и математике (см. таблицу) выполнены с использованием различных компьютерных технологий на внеклассных занятиях.
Приведенные примеры использования ИКТ организуют творческую познавательную деятельность учащихся, учитывают их интересы, формируют мотивации, повышают уровень и качество образования.
В качестве демонстрации  технологии применения педагогического опыта представлены:

Результативность

В результате применения ИКТ на уроках математики и экономики, организации элементов развивающего обучения, познавательной деятельности учащихся наблюдается рост творческой активности и мотивации к непрерывному образованию. За последние пять лет прослеживается следующая динамика качества обучения при 100% успеваемости.

Учебный годКлассПредметСредний балл по предмету
06/07алгебра4,05
геометрия3,86
07/0810Аалгебра и начала анализа3,52
геометрия3,8
информатика4,4
экономика4,3
08/0911Аматематика3,88
информатика4,4
экономика4,6
алгебра3,3
геометрия3,4
09/10алгебра3,8
геометрия3,7
10/11алгебра4,8
геометрия3,8

2007 – 2008уч. год. На итоговой аттестации по алгебре и началам анализа процент качества у выпускников составил 100%: из 17 учащихся класса 17 сдали на «4» и «5», причем 11 учеников получили оценку «5»

Кроме обязательного экзамена, 7 человек из 17 выбрали алгебру и начала анализа в качестве дополнительного экзамена в форме ЕГЭ, при этом качество составило 72%, т.е. 5 выпускников получили оценки «4» и «5».

2008-2009уч. год. По результатам ЕГЭ средний балл по математике выпускников составил 58,6, что выше областного (38), городского (43,75), школьного (49,94) показателей. Учащиеся, сдававшие по выбору ЕГЭ по информатике, имели средний балл, равный 67,6.

2010-2011уч. год. Процент качества у выпускников 9-ого предпрофильного класса по результатам ГИА по алгебре составил 100%, причем, из 17 аттестующихся учеников 16 получили оценку «5», и один получил «4».

Рост мотивации к изучению предмета (увеличение % учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета) за последние три года

Одним из значимых критериев повышения творческой и познавательной деятельности учащихся является рост мотивации к изучению предмета. На протяжении 2008-2009, 2009-2010, 2010-2011 учебных лет осуществляется постоянная диагностика мотивации учащихся к изучению математики.

Диагностика осуществляется с применением следующих методов:

  1. изучения продуктов деятельности учащихся (проверка домашних, индивидуальных, поисково-исследовательских заданий)
  2. наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности;
  3. анкетирования родителей учащихся;
  4. фронтальных проверок преподавания предмета.

Показателями повышения роста мотивации к изучению предмета

  1. Позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней.
  2. Количество призовых мест, полученных учащимися в предметных олимпиадах и конкурсах.
  3. Позитивная динамика уровня качества обучения.
  4. Позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности.
  5. Позитивная динамика количества учащихся, принимающих участие в сетевых играх, творческих конкурсах.

В таблице и на диаграмме приведена динамика роста мотивации учащихся одного и того же класса за последние три года. Сейчас это учащиеся 10-ого социально-экономического класса.

Мотивация учащихся

Приведенная ниже таблица свидетельствует о положительной мотивации учащихся к изучению математики, экономики, как предметов, закладывающих основы выбора будущей профессиональной деятельности. В сумме 65% опрошенных 9-классников отдают предпочтение техническим и экономическим специальностям. Значит, на уроках они получают тот объем знаний по предметам математического цикла, который позволяет им чувствовать себя уверенными и подготовленными к профильному обучению.

Результаты анкетирования учащихся по выбору профиля

Профиль2006/072007/082008/09
Технологическое15%15%15%
Гуманитарное30%32%33%
Социальное экономическое25%30%50%
Не определился30%23%2%

В этом же классе в течение последних трех лет проводился мониторинг качества обучения по математике. Результаты приведены в таблице и отражены соответствующей диаграммой.

Качество обучения

Предмет2008/092009/102010/11
алгебра39%42%100%
геометрия30%33%41%

Качество обучения

Учащиеся 11-ого социально-экономического класса ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских работ по экономике, проводимым Вольным экономическим обществом России. Дипломы 1–ой и 2-ой степени гарантируют выпускникам поступление в престижные Вузы экономического профиля без экзаменов. Требования к качеству выполнения работ очень высоки.

Список лауреатов Всероссийского конкурса

Учебный годФ.И. учащегосяНазвание работыРезультат
2003-2004Лаврищев АнтонАнализ уровня жизни семей учащихся средней школы № 8 г. Коврова»диплом, премия, публикация
2005-2006Крылова ДарьяСоциализация молодого человека в городе КовровеДиплом, премия, публикация
2006-2007Бузенков КириллКвартирный вопрос… (в рамках национального проекта «Комфортное и доступное жилье гражданам России»)диплом II степени, премия, публикация
2006-2007Щепунова Анна«Состояние здоровья молодежи города Коврова и национальный проект в борьбе за его улучшение»Диплом лауреата, премия, публикация
2008-2009Баранова ОксанаГолодное брюхо к учению глухоДиплом лауреата, премия, публикация.

Нашим учащимся очень престижно принимать участие в таком представительном конкурсе, конкурировать с выпускниками специализированных образовательных учреждений, и быть отмеченными дипломами Вольного экономического общества России.

Список участников научно – практических конференций с презентацией своих работ, проводимых Ковровской Государственной Технологической Академией им. В.А. Дегтярева.

Учебный годФ.И. учащегосяНазвание работыРезультат
2005-2006Коротков КонстантинГрафический редактор CODEK, кафедра ПМиСАПР2-е место
2006-2007Бузенков Кирилл«Где поставить точку?», кафедра «Высшая математика»Диплом
2006-2007Волков Денис«Векторы в тригонометрии» , кафедра «Высшая математика»сертификат
2006-2007Карналев  Алексей«Геометрическое место точек» , кафедра «Высшая математика»сертификат
2007-2008Шалунц Ани«Малые предприятия города Коврова», кафедра экономики и менеджмента.2-е место
2008-2009Баранова Оксана«Голодное брюхо к учению туго», кафедра экономики и менеджмента.2-е место

На основании данных таблицы можно сделать вывод о том, что ученики, участвующие в различных видах внеурочной деятельности по предмету, показывают высокие достижения на конкурсах различного уровня. Это свидетельствует о том, что учащихся растет интересу к предмету.

Количество победителей и призеров муниципальных и региональных олимпиад

Олимпиады по предметуПредметКоличество победителей и призеров
муниципальные
06/07математика2
экономика2
07/08математика2
экономика1
08/09математика1
основы потребительских знаний2
09/10математика2
10/11математика3
областные
06/07экономика1
08/09основы потребительских знаний1
09/101
10/11математика1

Всероссийский «Молодежный математический чемпионат»

Учебный годЧисло участниковЧисло первых мест по школеРезультат – лучший в городе (районе)
2009-2010124Дворникова Екатерина, 5 класс – призер чемпионата. Диплом
2010-2011164Касинская Кристина – 9 класс – призер чемпионата. Диплом

Методическая поддержка уроков и внеклассная работа осуществлялись с помощью авторских разработок:

  • сквозной математический кружок «За страницами учебника математики», 5-6 классы;
  • факультативный курс «Некоторые вопросы разделов математики», 7 класс;
  • факультативный курс «Комбинаторика. Основы теории вероятностей. Статистика», 8 класс.
  • элективные курсы «Основы математической логики» и «Избранные вопросы математики в рамках ГИА», 9-й класс;
  • элективные курсы «Решение задач повышенной сложности в рамках ЕГЭ» и «Основы законодательства по защите прав потребителей», 10- 11 классы.

В содержании программ курсов особо выделены вопросы применения ИКТ на уроках и внеклассной работе.

Все мои выпускники продолжают образование по профилю изучаемых предметов по математике, информатике и экономике в высших учебных заведениях страны:

МГУ, МИЭТ, МГТУ им. Баумана, СТАНКИН, МФТИ, Нижегородской архитектурно-строительной академии, ВГУ, ВШЭ, КГТА, МГСУ, Московский государственный институт нефти и газа им. Губкина и др. Процент поступления моих выпускников, сдававших математику и экономику в качестве вступительного экзамена в ВУЗы, составляет 100% в течение всех лет работы в школе.

Адресная направленность

Вышеизложенный педагогический опыт «Компьютер на уроках как средство повышения творческой и познавательной деятельности учащихся», накопленный в процессе преподавания математики, информатики и экономики, и результаты, достигнутые в обучении, позволяют представить его педагогическому сообществу для обсуждения и обобщения.

Опыт применения компьютерных технологий в преподавании смежных дисциплин может быть использован учителями математики, информатики, руководителями кружков как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Он рекомендуется всем коллегам, желающим уменьшить загруженность учебного процесса, ориентировать обучение на самостоятельную деятельность, на развитие познавательной активности и его личностных качеств и достижение высоких результатов в обучении ученика.

Литература

  1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике.  – М.: Творческий центр, 2006.
  2. Гурская Е. Компьютер для школьника.- М.: ПИТЕР, 2006.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.ИНТОР.1996.
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.- М.:  2000.
  5. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика».Информатика и образование. 2003. №4.
  6. Коршунова Н., Плясунов В. Математика в экономике. – М.:ВИТА, 1996.
  7. Лавренов С.М. Диалог с компьютером. Excel .- М.: «Финансы и статистика», 2003.
  8. Мицкевич А.А. Деловая математика в экономической теории и практике.- Киров.1995.
  9. Роберт И.В. Информатика, информационные и коммуникационные технологии: учебно-методическое пособие М. УРАО, 2001.
  10. Рыжик В.И. 30000 уроков математики. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2003.
  11. Сборники трудов «Информационные технологии в образовании».- М.:2000-2011. «БИТпро».
Поделитесь впечатлением!
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *